Дополнительное образование
«АЗБУКА ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Именно на решение этих задач и направлена данная программа.
«Вокруг меня мир»
Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Направленность образовательной программы:
· создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
· освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи образовательной программы:
· воспитание интереса к изобразительному искусству;
· развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
· поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
· создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
· обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
« ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА »
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
« ИЗУЧАЕМ РОДНОЙ КРАЙ »
Программа кружка « Изучаем родной край» является хорошим дополнением к региональному компоненту базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики, разработанному Мин О и Н. Обучающиеся 8-х классов в этом учебном году изучают курс «История и культура ЧР», который является составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура ЧР». Данный курс позволяет осуществить связь региональной истории с историей России, показать роль нашей малой Родины в судьбе страны. Через данный курс у обучающихся формируется уважение к истории родного края, чувство патриотизма, любви к своей Родине. Но, однако, следует заметить, что в учебном плане на региональный компонент отводится всего лишь 1 час в неделю. Новый курс призван дать обучающимся знания о родном крае, формировать чувство любви и признательности к своей малой Родине, символике России и Чеченской Республики. Кроме сведений о ЧР в целом, конечно хочется познакомить обучающихся более подробно с материалами о родном крае. Охватить весь материал за 1 час просто невозможно. Сколько можно узнать нового и интересного благодаря дополнительной образовательной программе «Изучаем родной край»! Ведь один дополнительный час в неделю позволит учителю значительно увеличить объем краеведческого материала. Многие обучающиеся, к сожалению, имеют слабые знания о малой Родине. Эта программа поможет расширить кругозор обучающихся в данном направлении. Есть в образовательном учреждении подростки, которые интересуются краеведением, активно участвуют в краеведческих турнирах, олимпиадах, викторинах, играх, туристических слетах, туристско -краеведческих эстафетах, в районных конкурсах школьных экскурсоводов, в конкурсе творческих работ Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество».
Направленность. Данная программа имеет краеведческую направленность и отвечает принципам сделать образование творческим, акцентировать в нем духовно- нравственное начало, научить детей любить свою малую Родину, привить интерес к исследовательской деятельности в краеведении.
Новизна. Программа содержит новый и современный подход к преподаванию предмета, позволяет заниматься в доступной, занимательной форме. При этом не происходит отрыва от традиционных форм - напротив инновационное обучение проводится на основе лучших форм и методов в краеведении. Программа позволяет включить работу обучающихся, многие из которых имеют опыт краеведческой работы в школе, так как на протяжении ряда лет работали школьными экскурсоводами, принимали участие в районных и областных конкурсах по краеведению. Среди обучающихся - кружковцев есть большая группа ребят, которые имеют грамоты, дипломы призы по краеведению.
Актуальность данной программы заключается в том, что программа «Изучаем родной край» способствует развитию творческих способностей обучающихся через создание презентаций через экскурсионную работу в школьном музее, участие в краеведческих конкурсах различного уровня (школьного, районного, регионального, всероссийского). Эта программа поможет создать оптимальные условия для сотворчества, содружества ученика и педагога. Следует отметить, что данная программа позволит сформировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединения обучающихся на принципах самоуправления. Кроме того, программа дает возможность воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, формировать у подростков стремления участвовать в этой деятельности на благо малой Родины, своей страны. Ведущей идеей программы является воспитание любви к малой Родине через изучение страниц ее истории, разнообразную деятельность обучающихся по данному направлению
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что центр учебно-воспитательной деятельности стоит личность ребенка. В процессе обучения присутствует сотрудничество и партнерство.
Основные принципы на занятиях
-постепенность; последовательность; динамичность.
Цель данной программы: сформировать гражданскую позицию, патриотизм, основанный на глубокий корнях любви к своей малой
Родине
Задачи.
Обучающие:
-познакомить обучающихся с историей малой Родина знаменитыми земляками;
-работать по данной программе поэтапно, учитывая возрастные особенности обучающихся.
-приобщить подростков к работе с краеведческой литературой.
Развивающие:
-развитие творческих способностей обучающихся.
-развитие самостоятельности и творческой активности.
-формировать у обучающихся исследовательские навыки научного мышления в процессе деятельности.
Воспитательные:
-формировать гражданскую позицию обучающихся.
-воспитывать у обучающихся высокий нравственный и культурный потенциал на примере служения Отечеству земляков.
-создать условия для формирования развития чувства хозяина своей Родины - воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Адресность программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на работу с детьми 12 - 15 лет
Этапы программы:
-теоретический;
- практический.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в групповой форме. Занятия проводятся по одному часу в неделю. Следует отметить, что кроме учителя в проведении занятий могут принимать активное участие и обучающиеся по заранее разработанному сценарию. На занятиях используются формы и методы: словесные (устное изложение, беседа, анализ текста); наглядные методы (показ видео материалов, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение); практические методы обучения (как правильно оформить реферат, творческую работу по краеведению);
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоили новую технику - декупаж. Работа кружка будет организовываться с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.